Новости



6 декабря 2012 года
Москва

Новогодние траты среднего класса растут, но вкусы не меняются

По оценкам Ситибанка, несмотря на 27-процентный рост трат по кредитным картам в течение всего года, новогодние покупки представителей среднего класса по отношению к среднемесячным значениям 2012 года вырастут не менее чем на 11% (с учетом инфляции, роста доходов и других факторов). Таким образом, декабрь останется самым затратным месяцем для владельцев кредитных карт. При этом средний уровень расходов в этом месяце превысит 21000 рублей на человека, а доля снятия наличных снизится до рекордных значений. Для сравнения – за 5 лет объем снятия наличных по кредитным картам под Новый год снизился более чем в 2,5 раза.

Но главным новогодним трендом становятся онлайн-покупки, их общий объем в декабре вырастет на 56% к прошлому году, а средний размер покупки составит 4500 рублей, что в 5 раз больше, чем 5 лет назад. Также необходимо отметить, что со временем вкусы российского среднего класса меняются мало, и самые популярные новогодние категории трат, за редкими исключениями, остаются прежними.

Комментируя результаты исследования, руководитель Управления кредитных карт Ситибанка Юрий Топунов сказал: «Мы всегда отмечали, что именно в предновогодних покупках в полной мере проявляется исключительное отношение россиян к этому празднику. Несмотря на то, что расходы по кредитным картам растут самыми большими темпами в году, люди пользуются карточками чаще и пробуют новые магазины, они верят, что в Новый год надо входить необремененными долгами, и стараются как можно скорее погасить создавшуюся задолженность».

Средний размер расходов на человека в декабре прогнозируется на уровне 21000 руб., в то время как фактический показатель объемов трат в декабре 2011 года составил только 17000 руб., а в 2010 году – 13000 руб. Таким образом, средний уровень расходов в декабре 2012 года на 8000 руб. превысит показатель двухгодичной давности.

В декабре 2012 года мужчины увеличат уровень трат на 7%, и их среднемесячный размер расходов прогнозируется на уровне 27000 руб., в то время как женщины будут тратить на 17% больше и в среднем потратят около 15000 руб. в месяц. Декабрьские траты семейных людей почти на 4000 руб. превысят уровень расходов граждан без семьи. Сохранилась закономерность и в географии распределения объема трат: по уровню расходов в течение года и под Новый год москвичи занимают первое место, а петербуржцы в этом году вышли на уровень трат москвичей прошлого года. Жители других городов-миллионников* в 2012 году превысили номинальный уровень потребления москвичей в 2010 году.

Предновогодние траты в интернете продолжают демонстрировать высокую динамику роста: в 2012 году по сравнению с предыдущим годом онлайн-покупки выросли на 56% (с учетом декабрьского прогноза). Средний размер покупки в интернете в 2012 году (с учетом декабрьского прогноза) составит более 4500 рублей, что превышает показатели 2009 года почти в 3 раза, 2007 года – почти в 5 раз. Следует отметить, что среднемесячный уровень трат у интернет-покупателей в среднем выше чем, у людей, которые не пользуются интернетом для покупок. Например, в 2012 году, с учетом декабрьского прогноза, среднемесячный уровень трат для интернет-покупателей составит почти 25000 рублей, что примерно на 5000 рублей превышает этот показатель для людей, не совершающих покупки в Сети.

В целом 2012 год характеризуется ростом потребления и высоким уровнем трат по кредитным картам. По-прежнему много покупок по картам будет совершено в декабре в магазинах одежды с долей в 11% от всего объема трат по картам, в супермаркетах и продуктовых магазинах с долей в 9%, при оплате авиабилетов и бронировании гостиниц с долей 6% и 5%, соответственно. Сезонный рост трат в категории «Бытовая техника» составит 66%, «Супермаркеты и продуктовые магазины» – 42%, «Универмаги» - 30%, «Все для дома» - 17% и «Магазины одежды» - 11%. При этом изменение объема трат в категории «Авиабилеты» в декабре составит -14% (то есть свои путешествия россияне планируют заранее и стараются приобретать билеты в октябре и ноябре).

Самые популярные категории в предыдущие годы – «Алкогольные напитки» и «Детские игрушки» по-прежнему будут лидировать в этом списке с прогнозируемым сезонным приростом в 159% и 108%, соответственно. Как уже отмечалось, новогодние привычки россиян изменяются медленно, однако из новых трендов все же стоит выделить то, что владельцы карт станут больше тратить на программное обеспечение – с 8-го места в 2011 году эта категория поднялась на 4-е место в 2012 году с прогнозируемым приростом в 75%. Этот тренд еще более укрепится с появлением российской версии iTunes. Также наблюдается рост трат в категории «Музыкальные магазины»: с 18-го места эта категория обещает подняться до 8-го с приростом в декабре в 62%.

Базой для исследования стали статистические данные о покупках, совершенных клиентами Ситибанка с использованием кредитных карт. В ходе исследования были проанализированы данные за период с начала 2007 года до ноября 2012 года, при этом в 2012 году выборка составила не менее 500 000 клиентов, отобранных случайным образом. Выборка включала только мужчин и женщин в возрасте от 22 лет с ежемесячным доходом не менее 9 000 рублей. На основе анализируемых данных за 11 месяцев 2012 года и с учетом статистических трендов за последние три года был построен прогноз расходов на декабрь 2012 года. Данная методология в целом совпадает с методологией исследования 2011 года. Презентация исследования доступна по ссылке.


* В рамках исследования были проанализированы данные по тратам в следующих городах России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Волгоград, Самара, Казань, Екатеринбург, Новосибирск и Уфа.

###

ЗАО КБ «Ситибанк» был одним из первых банков с иностранным капиталом, который вышел на российский рынок в 1993 году. Сегодня Ситибанк - один из крупнейших банков в стране, который предлагает своим корпоративным и частным клиентам широкий спектр продуктов и услуг. На сегодняшний день в банке работает более 4 000 сотрудников, а его розничная сеть включает более 550 банкоматов, филиалы и представительства в крупнейших городах России, а также в Казахстане и Украине. Более подробная информация о Ситибанке в России представлена на сайте www.citibank.ru.

Citi – ведущая всемирная финансовая компания, которая обслуживает около 200 миллионов клиентских счетов и осуществляет свою деятельность более чем в 160 странах. Citi предоставляет физическим лицам, компаниям, правительствам и институциональным клиентам широкий спектр финансовых продуктов и услуг, включая банковское обслуживание физических лиц и потребительское кредитование, корпоративный и инвестиционный банкинг, брокерские операции с ценными бумагами, а также управление активами состоятельных лиц.


 предыдущая новость следующая новость